Добро пожаловать на сайт Историко-краеведческого музея города Артёма
 
Понедельник
17.12.2018
17:15
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Историко-краеведческий музей Артёмовского городского округа
Главная Регистрация Вход
Наш город Артём »
Меню сайта

плеер


Наш опрос
Музей для Вас является
Всего ответов: 5

Форма входа


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

АРТЁМОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Этап I: 1880-е – начало ХХ века: от первых сёл и хуторов до рабочего посёлка


     Интересна и удивительна история освоения и заселения территории нынешнего Артема, расположенной в долине на севере полуострова Муравьева – Амурского на юге Приморского края. Это была заболоченная долина, покрытая густой тайгой. Из-за болот и гнуса эта территория еще долгое время представляла собой незаселенное пространство.
     В 1891 году близ одной из бухт Амурского залива крестьяне основали селение Угловое – первое постоянное поселение русских людей. Основателями были крестьяне – переселенцы с западных краев и областей России. Спустя несколько лет были основаны села Кролевец 1896 г.) и Кневичи (1896 г.), названные так переселенцами в честь тех мест, откуда они прибыли. В отчете о переселении крестьян морем в 1896 году по данному поводу говорится следующее: «Переселенцы образовали в этом году четыре новых селения, в том числе деревни… Кневичи и Кролевец в долине реки Батальянза». Согласно этой ведомости в Кролевце поселились тринадцать семей из Кролевецкого, и пять семей из Новозыбковского уездов Черниговской губернии. Фамилий основателей села Кневичи выяснить, к сожалению, теперь уже нельзя. Они растворились среди первопоселенцев соседнего Кролевца. На роль переселенцев второй волны претендуют, как минимум, одиннадцать семей кневичан среди них семьи Домницких, Кривенко, Сущенко, Назаренко, Олешко, Хрущ, Олейник и другие.
     Примерно с октября 1907 года в церковных книгах появилось название «Батальянза», которое с 1 января следующего года употреблялось уже параллельно с официальным наименованием «Суражевка». Село названо так в честь Суражевского уезда Черниговской губернии, из которого вышли почти все его первоначальные обитатели. Все они являлись выходцами из с. Кожаны Верещакской волости Суражевского уезда. В числе основателей села называются семьи Антона Корявченко, Фоки Борисенко, Никиты Голика (Голикова), получившего прозвище Щун.
     Современная Суражевка – это целый тепличный городок, где выращиваются овощные культуры. 15 марта 1982 года здесь образовано опытно-производственное хозяйство (ОПХ) «Дальневосточное». В 1988 году на базе Дальневосточного отдела НИИ овощного хозяйства в Суражевке создается Приморская овощная опытная станция. В ее структуре шесть подразделений.
     Один из старейших населенных пунктов на территории Артема – поселок Олений. Интересна его история. Название Олений – не единственное, прежде он, как и совхоз, назывался Майхэ. А еще ранее это был хутор Патюкова, дата основания которого разнится от 1887 года до 1912. В 1930 году на базе кулацкого хозяйства Патюкова, существовавшего здесь с 1912 года был организован племзверосовхоз «Силинский». Таким образом, история хутора началась задолго до начала XX столетия. Уже сам выбор места говорит о предпринимательских способностях матроса в отставке Михаила Патюкова. Именно здесь находился в то время перекресток основных путей сообщения (рек и троп), связывающих Владивосток и Шкотово с долинами рек Майхэ и Батальянза.
     Строительство Уссурийского участка Транссибирской железнодорожной магистрали оказало огромное влияние на развитие первых населенных пунктов на территории Артема. С 1907 года начинается история хутора Ходасевича, располагавшегося в районе станции «9 верста» Сучанской железной дороги. Григорий Захарович Ходасевич поселился в наших краях в 1907 г. Это был первый русский, разбивший хутор среди корейских фанз. Судьба Григория Ходасевича – это целая историческая эпоха, которая стала известна артемовцам, благодаря стараниям и поисковой работе краеведов и исследователей г. Артема. Вплоть до середины 20-х годов в почтовых отправлениях Зыбунный рудник Скидельского именовался как хутор Ходасевича Кневичанской волости Шкотовского уезда.
     В 1910 г. в районе 9-й версты Сучанской железной дороги были обнаружены выходы богатых угольных пластов. Это месторождение застолбил известный владивостокский предприниматель Л. Ш. Скидельский. В конце 1913 г. он становится владельцем трех Зыбунных рудников. Общая стоимость его недвижимости оценивалась в астрономическую по тем временам сумму – 8,6 млн. руб. Умер Л. Ш. Скидельский в 1916 году, передав наследникам, состояние в размере 9,5 млн. руб. Именем одного из сыновей – Якова Скидельского в 1922 г. была названа одна из шахт на Озерных Ключах.
     В январе 1913 года среди болотных топей – зыбунов, как называли их местные жители, на одиноко стоящей березе был застолблен первый участок. Так, на 9-ом километре закладываются три шахты. А осенью того же года начинает строиться первая шахта. По распоряжению Л. Ш. Скидельского одновременно были заложены три шахты и поселок на топкой почве – зыбунах. Эти каменноугольные копи получили название «Зыбунные», положив начало истории будущего города.
     9 мая 1923 г. постановлением Дальревкома и решением Третейского суда все финансовые активы, предприятия и недвижимость, принадлежащие Скидельским, были национализированы. В этом же году состоялся митинг рабочих, на котором было принято решение присвоить руднику и поселку имя советского партийного деятеля Артема (Ф. А. Сергеева).



Этап II: от шахтёрского посёлка до города Артёма


     Официально с 1924 г., рудник стал называться «Артемовские государственные каменноугольные копи».
     С 1 октября 1925 г. был создан трест «Примуголь», в который вошли и Артемовские копи.
     Бурно развивался Артемовский рудник. Три новых шахты было построено за период с национализации копей Скидельского, в результате чего в 1927 г. заработало пять шахт. Но механизация и здесь была слабой. Намечалось за 1927-1930 гг. установить одну тяжелую врубовую машину на шахте № 3, 8 легких врубовых машин, приобрести 7 электроручных машин. В шахтах предполагалось использование двух электровозов легкого типа и 2-х – тяжелого типа, погрузочной машины и электробуров. Механизация должна была обойтись в 170-180 тысяч рублей.
     В 1929 г. в строй вступили шахты № 2-2 бис и № 6, а в 1931 г. - № 4, № 2/5. В 1930 г. на шахтах появились первые отбойные молотки, электросверла, колонковые лебедки, скреперы, конвейеры, компрессор и электровозы.
     С 1931 г. Артем стал основным поставщиком угля в Приморье. Одной из самых крупнейших строек на руднике была шахта 3-ц, заложенная 7 ноября 1931 года и сдана в эксплуатацию 10 сентября 1938 года. В 1934 году коллектив выдал первые тонны угля. Шахта «Дальневосточная» – кузница горняцких кадров города Артема. На шахте впервые были внедрены лавы, проходческие комбайны на очистных работах.
     В 1932 году в Артеме началось строительство первой на Дальнем Востоке районной электростанции – Артемовской ГРЭС. На этой стройке ударно трудились комсомольцы, приехавшие из европейских районов страны. Электростанция была названа в честь С. М. Кирова, после известия о его гибели. К 1935 году был построен главный корпус на три котла и два турбогенератора. А 6 ноября 1936 года был осуществлен пуск турбогенератора и этот день стал днем рождения электростанции.
     В 1934 г. поселок Артем превратился в шахтерский центр с шестью механизированными шахтами с 35-тысячным населением.
     В августе-сентябре 1935 г. шахтостроители сдали в эксплуатацию шахту 6-6 бис, а в 1936 г. – № 3-ц.
     С постройкой железнодорожной линии широкой колеи Угольная-Сучан (1935 г.) и пуском Артем ГРЭС, угольная промышленность получила новые перспективы быстрого развития.
     Центральные электромеханические мастерские (ЦЭММ) – одно из старейших предприятий города. История ЦЭММ начинается с 1913 г., когда были построены шахты, получившие название Зыбунные копи. Первые мастерские располагались в деревянной постройке типа землянки, которую предприниматель Скидельский сделал для обслуживания строящихся копий. Там проводились кузнечные работы, плавили чугун, бронзу, немного позже стали обслуживать подъемные установки на шахтах и шурфах. Мастерские изготавливали кайла, клинья, ломы, кувалды, лопаты, производили ремонт паровых насосов «Камеронов».
     В 1929 г. в связи с применением на шахтах электроэнергии был организован электроцех, где производился ремонт электродвигателей. До 1935 г. весь ремонт оборудования на шахтах производился слесарями мастерских, на шахтах слесарей не было.
     В 1935 г. в ЦЭММ трудилось 50 человек, мастерские имели токарный станок, сверлильный станок, который приводился в движение вручную. В годы войны был создан специальный цех, где по военным заказам изготавливались корпуса для гранат, стабилизаторы для авиабомб, металлоконструкции для зенитных установок, проводился ремонт ходовой части танков.
     26 октября 1938 г. Президиум Верховного Совета РСФСР вынес решение о преобразовании поселка Артем в город.
     Артем является детищем индустриализации конца 1920-1930-х годов.



Этап III: 1938 – 1980-е годы – развитие города Артёма и его окрестностей


     Артём – город шахтёрский. Именно благодаря развитию угольных шахт Артём приобрёл современный облик, превратившись в один из крупных городов Приморья.
     Шахта «Дальневосточная» сдана в эксплуатацию в 1938 г. с проектной производственной мощностью 1500 тыс. т в год. В 1943 г. за высокие достижения в труде коллектив шахты награжден Красным Знаменем ГКО. В послевоенные годы за успешное выполнение производственных заданий и высокие технико-экономические показатели Указом Президиума Верховного совета СССР от 22 января 1971 года коллектив шахты награжден орденом «Знак Почета». За период эксплуатации шахтой добыто 37,3 млн. т угля. 15 мая 1997 г. работы по добыче угля на шахте были прекращены и шахта ликвидирована.
     С 1929 года по 1945 – проводились разведочные работы на поле Восьмой шахты. В 1939 г. была заложена шахта «Амурская» (№ 8). Строительство шахты велось с 1946 по 1954 гг.: начальником строительства был Н.И. Кирпа, главным инженером – К.П. Сапожинский. 31.12.1954 г. шахта сдана в эксплуатацию с проектной мощностью 450 тыс. тонн. За успешное строительство шахты были награждены орденом Трудового Красного Знамени руководитель горных работ Ф.О. Тиминцев, а бригадир проходчиков А. Зиганшин был удостоен звания Героя Социалистического Труда. В 1971 году шахта была переименована в «Амурскую» с ежемесячной добычей более 10 тыс. тонн угля – рекорд российского масштаба.
     В 1937 г. в районе 9 км была заложена шахта «Озерная» (№7 бис), а в 1941 г. сдана в эксплуатацию с проектной производственной мощностью 300 тыс. тонн угля в год. Шахта разрабатывала западную часть Артемовского месторождения бурого угля. Шахта «Озерная» стала первым предприятием по добыче угля, с которой начался неизбежный процесс закрытия шахт как особо убыточных.
     Шахта «Подгородненская» тоже была сдана в эксплуатацию в 1941 г. с проектной производственной мощностью 120 тыс. т в год. С этой шахтой связано немало трудовых подвигов. Яркими страницами в историю угольной отрасли Приморского края вошли годы восьмой пятилетки (1965-1970) – годы высокого трудового энтузиазма. Бригада В.Ф. Зубана первой освоила узкозахватные комбайны 2К-52 и ЛГД-2 и установила в декабре 1966 г. рекорд края, добыв за месяц 22 217 т угля. За освоение новой техники и выдающиеся заслуги в труде В.Ф. Зубану присвоено звание Героя Социалистического Труда.
     Однако, начиная с 1969 г., добыча на шахте стала неуклонно снижаться в силу следующих причин: сложные горно-геологические условия в связи с переходом к отработке нижележащих пластов; уменьшение рабочей мощности пластов; недостаточное выделение капвложений на развитие горных пород. В результате шахта была ликвидирована.
     Строительство шахты «Приморская» (№ 11) тоже было начато в начале сороковых годов, но в годы войны было остановлено и продолжено только в 1955 г. Поле шахты расположено в центральной части Артемовского буроугольного месторождения. В 1961 г. шахта сдана в эксплуатацию с проектной производственной мощностью 410 тыс. т угля в год.
     Начиная с 1991 г., добыча угля на шахте «Приморская» стала снижаться и в 1996 г. составила 44,8 тыс. т при установленной мощности 120 тыс. т. Учитывая низкие технико-экономические показатели и невозможность рентабельной работы шахты было принято решение о ее ликвидации как особо убыточной (ликвидирована в 1999 г.).
     Шахта 6-6 бис была заложена перед войной - в 1931 г., сдана в эксплуатацию в 1935 г. Когда стало ясно, что шахте-ветерану осталось «жить» недолго, на разведанных угольных пластах Шкотовского месторождения появилось новое предприятие. Инициатором его строительства был директор шахты 6-6 бис А.М. Матвеев.
     Шахта 6-6 бис закрылась 01.01.75 г. в связи с отработкой запасов угля в границах шахтного поля, и на ее базе создана шахта Шкотовская в составе трех единиц: разведочной шахты на участке на участке «Центральный», шахты «Смоляниновская» и разреза «Смоляниновский». В дальнейшем переименована в шахту им. Артема.
     Шахта им. Артема была одной из шахт п/о «Приморскуголь» с транспортом угля от забоя на поверхность при помощи ленточных конвейеров. Применение высокомеханизированной техники на очистных и подготовительных работах позволило достигнуть в 1982 г. рекордной подземной добычи – 770 т. тонн. С 1986 г. началась реконструкция шахты, и в 1991 г. сдали первый пусковой комплекс. С 1995 г. экономическая ситуация в стране изменилась и правительством России был взят курс на реконструкцию угольной промышленности; финансирование убыточных предприятий сократилось, что привело к уменьшению добычи и ухудшению экономических показателей. Работы по добыче угля в шахтоуправлении были остановлены с 01.04.98 г., а ликвидационные работы начаты с 17.04.98 г. На 01.07.99 г. все работы по ликвидации горных выработок завершены.
     Сегодня шахты «Дальневосточная», «Подгородненская», «Озерная», «Приморская», «Имени Артема» - закрыты. Не удалось сохранить и шахту «Амурскую» с разведкой классного угля и перспективой на 35 лет работы.
     В 1955 г. началась реконструкция ЦЭММ. С 1958 г. начали выпуск металлической крепи для горных выработок, в 1959 г. приняли в эксплуатацию котельно – кузнечный цех, а в 1961 г. – механосборочный цех. В 1962 г. был реконструирован литейный цех и освоено стальное литьё.
     В 1970 г. был создан специализированный подземный участок по монтажу, демонтажу и ремонту горной техники в шахтах.
     В настоящее время ЦЭММ располагает большим станочным парком, насчитывающим более 90 единиц, на котором трудится 510 человек. в Артемовских ЦЭММ работает 50 ветеранов труда, молодежи – 137 чел., ударников комтруда – 115 чел., победтитлей соцсоревнования Минуглепрома – 16 чел., награждены орденами и медалями 14 человек, 9 человек награждены нагрудными знаками «Шахтерская слава».
     ЦЭММ производит ремонт горно-шахтного оборудования и тяжелой карьерной техники для шахт и угольных разрезов производственного объединения «Приморскуголь». Изготавливают запасные части, металлокрепления, металлоконструкции и механизмы малой механизации.
     В наше время предприятие занимается ремонтом горно-шахтного оборудования, стальным, чугунным, бронзовым и алюминиевым литьём, изготавливает крепи, металлические конструкции, нестандартное оборудование, а также товары народного потребления. На РМУ действует лаборатория неразрушающего контроля: визуально-измерительный, ультразвуковой, магнитопорошковый, вибродиагностический и капиллярный виды. В 2006 г. ЦЭММу (ООО «Артемовское РМУ») исполнилось 95 лет.
     Развитие угледобычи, строительство посёлка, а затем города породило и строительную отрасль в Артёме. Первенцем и крупнейшим предприятием стал трест «Дальшахтострой», который был образован в 1938 году. Целью его создания было развитие инфраструктуры угольной промышленности Приморского края. В структуру треста входили четырнадцать подразделений. Их силами были построены шахты и угольные разрезы, фабрики, заводы и совхозы, объекты жилья и соцкультбыта. В феврале 1972 году организовано Строительное управление – 27 (СУ-27). За тридцать лет трудом коллектива возведены и сданы в эксплуатацию десятки зданий и сооружений.
     В 1956 году по решению Министерства строительных материалов был спроектирован завод ЖБИ – 3 для производства сборного железобетона и промышленного домостроения. Вместе со строительством предприятия вырос и посёлок Заводской. Долгое время территория близ села Кролевцы (где теперь расположен Заводской) была ровной площадкой. Здесь в годы Великой Отечественной войны находился учебный аэродром, на котором пилоты-курсанты отрабатывали технику и мастерство. В 1956 г. было принято решение строить на этом месте завод железобетонных изделий (ЖБИ) и строительных материалов. Это была стройка века, куда съезжались строители со всего Союза. Появляются первые улицы в Зеленом районе. В поселке строится крупнейшая на Дальнем Востоке Михайловская бройлерная птицефабрика. Так в короткий срок на пустующей площадке бывшего учебного аэродрома выросли крупные производственные предприятия.
     История ЖБИ – 4 начинается с 1958 года, когда началось интенсивное строительство города Артема, и появилась острая потребность в сборном железобетоне.
     Дальнейшее развитие получает и энергетика. Одновременно с наращиванием производства электроэнергии постепенно решается задача теплофикации. В 1982 – 1985 гг. реконструированы турбины № 5 и № 6 с устройством оборотов пара для теплофикации, и с 1984 года Артемовская ГРЭС переведена в категорию ТЭЦ. С момента пуска Артемовская ТЭЦ является базовым предприятием для местной энергетики.
     Традиционной датой рождения гражданской авиации Приморья считается 2 сентября 1931 года. В 30-е годы начинается строительство аэропорта «Озерные ключи» в городе Артеме. Полеты с него стали производиться в 1937 году.
     Эру реактивной авиации в 1956 году открыл «ТУ-104», что привело к созданию на базе военного аэродрома «Кневичи» большого аэропорта Владивостока. За пять лет (1959 – 1964 гг.) был возведен комплекс наземных сооружений, что позволило начать регулярный прием самолетов, резко увеличить объем пассажирских перевозок.
     В 1957 году вступила в строй Артемовская фабрика пианино «Приморье», в 60-х годах появляются фарфоровый завод, ковровая и мебельная фабрики.
     Артемовский фарфоровый завод – первенец фарфоровой промышленности на Дальнем Востоке – был основан в 1964 г., после того как был найден дацит – сырье для производства фарфора. В марте 1965 года завод выпустил первую продукцию. Продукция местных мастеров пользовалась популярностью не только у жителей города, края, но и становились лауреатами различных выставок и конкурсов.
     Сегодня фабрика переживает не лучшие времена. Производство сокращено, некогда популярная продукция заменена на рынке валом импортного ширпотреба и дорогостоящими товарами.
     В 1961 году начато строительство Приморской мебельной фабрики. Открытие первого цеха и выпуск продукции пришлись на октябрь 1968 года, с того времени и берет начало история развития фабрики. В 1969 году вступил в строй главный корпус.
     Первая пекарня в городе Артеме была запущена в эксплуатацию в 1939 году. Затем в 1974 году был построен хлебозавод с двумя цехами – хлебобулочным и кондитерским.
     В 1971 году на месте нынешнего мясоперерабатывающего завода размещалась тоже фабрика, но с иным ассортиментом выпускаемой продукции, и называлась она динамитной. После ее ликвидации мясокомбинат «Владивостокский» на этом месте открыл цех по производству колбасных изделий.
     Опытно-производственное хозяйство «Дальневосточное» образовано 15 марта 1982 года. Это крупнейший тепличный комбинат Приморского края. В 1988 году на базе Дальневосточного отдела НИИ овощного хозяйства создана Приморская овощная опытная станция с широким спектром задач научного овощеводства.
     В 1973 году в северо-восточной части города Артема, в живописном лесном массиве началось строительство крупнейшей на Дальнем Востоке птицефабрики – на немецком оборудовании мощностью 550 тыс. кур несушек с производством 132 млн. штук яиц и 12,5 тыс. центнеров мяса птицы.



Этап IV: 1990-начало XXI века – современное развитие
Артёмовского городского округа


     Сегодня в городе 20 крупных предприятий. Среди них стабильно работают «Владивосток Авиа», Артёмовский хлебокомбинат, гормолокозавод, мясоперерабатывающий завод, «Вторчермет», птицефабрика «Уссурийская», совхоз-комбинат «Дальневосточный», «Деметра», СУ-27, ПМС-220, АртемТЭЦ, ОАО «МК-67».      Наибольшую долю в объеме промышленного производства занимают стройиндустрия – 30%, топливная промышленность – 23,7%, деревообработка – 19,4%, пищевая промышленность – 13,6%.
     В мае 1992 года аэропорту «Владивосток» присвоен статус международного. Сегодня он соединен воздушными трассами более чем с тридцатью российскими и зарубежными аэропортами.
     Сегодня на базе Примоской мебельной фабрики развиваются несколько предприятий, самые известные из них «ПриМФЛес», «Приморский шпон». На этих предприятиях установлены современные высокопроизводительные линии иностранного производства.
     Пищевая промышленность
     В 2003 году продукты Артемовского гормолокозавода – сметана и ряженка «Артемка» – вошли в 100 лучших товаров Приморья.
     Основное направление птицефабрики «Уссурийская» – производство яиц, а с присоединением в октябре 1997 года птицефабрики «Михайловская» дополнительно предприятие занимается выращиванием мяса бройлеров.
     ЗАО «Деметра» – основной поставщик сельскохозяйственной продукции для детских домов и дошкольных учреждений. АО «Артемовское», основанное в 1957 году, производит продукцию животноводства и овощей. Совхоз «Тепличный» преобразован в ЗАО «Надежда».
Историю Артема – не зачеркнуть. Она начинается с рудника «Зыбунный», с подземной разработки угольных месторождений, и продолжается в настоящее время.






















Реклама

Поиск

часы

Друзья сайта
  • ГУК "Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева"
  • Приморская государственная картинная галерея
  • Военно-исторический фортификационный музей "Владивостокская крепость"
  • Военно-исторический музей Тихоокеанского флота
  • Музей археологии и этнологии Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН
  • Общественно-политическая газета г Артема ВЫБОР
  • ЖИЗНЬ АРТЕМА - сайт г Артема
  • Музей «Природы моря и ее охраны»
  • Инструкции для uCoz

  • Календарь
    «  Декабрь 2018  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
         12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31


    Copyright MyCorp © 2018
    Конструктор сайтов - uCoz